Пенчак Силат

Пенчак Силат — Общее название индонезийских и малайских боевых искусств, включающих в себя два основных раздела — бой без оружия и бой с оружием. В основе современных стилей пенчак-силата (их насчитывают более 50), лежат боевые приемы различных племен и народов, населяющих Индонезию, страну «ста тысяч островов». Самым точным переводом словосочетания «Пенчак-Силат» будет следующее толкование этих слов: «пенчак» - искусное изменение положения тела для самозащиты, «силат» - боевое применение пенчака. В Индонезии говорят: «Нет силата без пенчака, а пенчак без силата бесполезен!»

Бой без оружия включает разнообразные удары руками и ногами, локтями и коленями, сбивающие, блокирующие и отвлекающие движения руками, удущения и укусы, захваты, броски, болевые приемы.

В бою с оружием используется традиционный арсенал: крис (длинный кинжал с волнистым лезвием), писау (нож с широким клинком), паранг и голок (разновидности ножа-мачете), келеванг (сабля), педанг (меч), тоя (длинная палка), пен-чонг (короткая палка), томбак (копье), керамбит (кастет-коготь), чулурит (серп).

На рубеже XIX—XX веков пендекар (мастер-наставник) Соэродивирджо впервые попытался объединить разрозненные боевые приемы жителей наиболее многолюдного острова Ява в единую систему. Так возник первый кодифицированный стиль пенчак-силата — Сэтья-хати-терате (1903 год). 

На фото исполнитель главной роли в фильмах "Рэйд" и "Мерантау" Ико Ювайс и др. индонезийские мастера пенчак силат, на семинаре в хонбу-додзё Федерации Боевых Искусств г. Москвы. 

В Пенчак Силат существуют популярные способы ведения боя: техника кобры, техника удава и техника тигра.

Первый из них заключается в том, что боец описывает круги вокруг противника, внезапно атакуя его сериями из двух-трех ударов ног и рук, с немедленным отходом после каждой серии. Первым обычно идет удар ногой в пах или по ноге противника, а за ним удар рукой в глаза либо в горло.

Защита от атак включает стопорящие удары по бьющим конечностям и зигзагообразные уходы с линии атаки, ставящие своей целью зайти ему в бок. Оказавшись сбоку от противника, с ним резко сближаются, атакуя локтями и коленями.

Способ удава заключается в том, чтобы наступить на ногу противника или обвить ее своей ногой, входя с ним таким образом в плотный контакт. Затем резким скручивающим движением корпуса и рук сломать либо шею, либо ногу, либо позвоночник.

Способ тигра (харимау) предназначен для боя на скользкой и мокрой земле. Для этого боец становится на четвереньки, нанося из такого положения удары ногами по голени, колену и в пах противника.  

На фото: бой между представителем сборной команды России (сверху) и Индонезии на чемпионате мира по Пенчак Силат г. Джакарта (Индонезия), 2010 г. Существует международная- Persilat и Европейская (www.epsf.net) федерации Пенчак Силат, которые проводят единый для всех направлений (также как например в дзюдо) Чемпионат мира и Европы.

 

В старых стилях пенчак-силата сохранился обычай дарить учителю при поступлении в его школу живого цыпленка, отрез белой ткани, нож и определенную сумму денег. Кровь цыпленка, орошая землю, символизирует кровь ученика, которую он прольет на тренировках. Белая ткань пойдет на саван, если он погибнет во время занятий. Нож символизирует остроту ума и чистоту помыслов ученика. А деньги понадобятся учителю для покупки новой одежды, если он порвет старую во время занятий.

К числу наиболее известных стилей пенчак-силата относятся Сатия хати тератэ, Перисай-дири и Перисай-сакти (остров Ява), Атчех и Бару (остров Суматра), Бакти-негара и Эка-сентоза (остров Бали), Батумерах (Молуккские острова).

Подавляющее большинство стилевых школ и направлений как Индонезии так и Малайзии входят в международную федерацию Пенчак Силат - Персилат (учреждена в 1947 году), которая имеет свое представительство и в России (с 2003 года).

На фото: чемпионат мира по пенчак силат в Малайзии 2007 г. Федерация организует и проводит семинары и международные соревнования в том числе чемпионаты мира и Европы. Имеет официальные представительства в 47 странах мира.

Огромный толчок развитию Пенчак-Силата дала многолетняя национально-освободительная борьба индонезийского народа против колониальных захватчиков. Условия партизанской борьбы заставляли совершенствовать боевое искусство в сторону максимальной скрытности и эффективности с присущей ей жестокостью, характерной для ведения военных действий. Пенчак-Силат стал одним из символов национально-освободительной борьбы, а после обретения Индонезией независимости в 1948 году одним из основных средств объединения многонациональной и многоплеменной страны в единое мощное и независимое государство.

С 1975 года пенчак силат успешно развивается в Европе. В настоящий момент Европейская федерация пенчак силат объединяет 15 стран, в том числе Великобританию, Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Голландию, Бельгию, Италию, Испанию, Россию и др. Президент EPSF - г-н Айдинал Альрашид (Великобритания), вице-президент - г-н Валерий Майстровой (Россия). www.epsf.net

В октябре 2007 года в Москве с визитом находился президент международной федерации Пенчак-Силат Эдди М. Налапрая. Господин Налапрая заслуженный у себя в стране человек. Он генерал-майор в отставке, с 1984 по 1987 год был губернатором столицы Индонезии – Джакарты, с 1978 года – в организации Пенчак-Силат. Господин Налапрая прибыл к нам по приглашению председателя федерации Боевых Искусств г.Москвы Валерия Майстрового, с 2003 года официально развивающего Пенчак-Силат в России. Господин Налапрая прибыл с командой индонезийских мастеров «Пенчак-Силат», представляющих четыре различные школы данного вида боевых искусств. Индонезийские мастера приняли участие в показательных выступлениях в рамках IV Открытого Международного Фестиваля Боевых Искусств и провели семинар по соревновательной технике Пенчак-Силат для спортсменов, выступающих на международных турнирах по Пенчак-Силат.

После окончания семинара господин Налапрая любезно согласился дать интервью.

- Что, такое, по вашему мнению, «Пенчак-Силат»?

- Пенчак-Силат – это самозащита (защита от врагов) и духовное воспитание. Это объединение более 600 школ боевых искусств, в каждой из которых свой стиль и свое движение.

- Сколько человек занимается в Индонезии Пенчак-Силат.

- В Индонезии насчитывается около 3-х миллионов активно занимающихся. Это те, кто регулярно тренируется и серьезно подходит к овладению Пенчак-Силат. Еще около 3-х миллионов человек занимаются, время от времени. Таким образом, можно говорить о 6 миллионах практикующих Пенчак-Силат в нашей стране. В основном это молодежь.

- Какие основные задачи развития Пенчак Силат?

- Основными задачами является физическое и духовное развитие людей. Правильное воспитание молодежи. С помощью занятий боевыми искусствами молодежь отвлекается от улицы, от самых негативных ее проявлений – драк, преступности, наркотиков. Мастер Пенчак-Силат – это человек подготовленный духовно и физически. У него высокая нравственность. Он ценит друзей и не стремится находить врагов.

- Что вы можете сказать о своем визите в Россию и о российском Пенчак-Силат?

- Нас пригласили, и мы приехали искать друзей. Люди, практикующие и развивающие Пенчак-Силат, это одна большая семья. Валерий Майстровой, пригласивший нас, член этой семьи. Он основатель школы Пенчак-Силат в России. Я здесь второй раз, первый раз я был у вас в 2004 году, когда официально открывал российское отделение Пенчак-Силат. Я верю, что лидер российского Пенчак-Силат поднимет и разовьет этот вид единоборств в вашей стране. Я вижу, что пока все идет хорошо, и оказываю российскому Пенчак-Силат всемерную поддержку. Надеюсь, с ее помощью Пенчак-Силат станет активно развиваться и в соседних с Россией странах. Я очень счастлив, что у нас с Валерием Майстровым общее понимание боевых искусств и общий взгляд на их развитие через спорт.

- Вы сказали, что в Пенчак-Силат существует более 600 различных школ. Но они, в отличие, например, от каратэ, объединены в единую организацию, которая проводит соревнования по единым правилам. Как вам это удалось?

-С древнейших времен Пенчак-Силат – искусство самозащиты. Тогда о спорте никто и не помышлял. Но в 1948 году, когда Индонезия стала независимым государством, на государственном уровне появилаь идея объединения школ в единую организацию для проведения спортивных соревнований по единым правилам.

Процесс объединения был достаточно долгим и требовал от людей компромисса и взаимных уступок. 23 года шла разработка единых правил, в этой работе участвовали все руководители школ боевых искусств. После выработки общих правил начали проводиться соревнования. Но поначалу все шло не так гладко. Правила еще не были совершенными. И люди, недовольные исходом спортивных поединков, могли подраться за пределами зала. Я лично с этим сталкивался, когда 1978 году стал президентом Федерации Пенчак-Силат Джакарты. Но сейчас уже таких проблем нет. Правила проведения поединков по Пенчак-Силат совершенно ясные и исключают многозначные трактовки. И во многом благодаря этому уже 33 страны мира официально развивают Пенчак-Силат.

- Где, по вашему мнению, на данный момент Пенчак-Силат лучше всего развит.

- Я могу назвать три страны – это Индонезия, Вьетнам и Малайзия. В этих странах на данный момент наибольшее число занимающихся.

- Скажите, а Вьет Во Дао и Пенчак-Силат похожи?

- Не в основе этих боевых искусств совершенно разные передвижения. И если и есть какие-то заимствования, то скорее Вьет Во Дао заимствует у Пенчак-Силат, а не наоборот. Потому что вьетнамцы изучают Пенчак-Силат, а индонезийцы не изучают Вьет Во Дао.

- Индонезия – страна, где подавляющее большинство населения исповедует ислам. Как сочетаются ислам и Пенчак-Силат? Каков конфессиональный состав занимающихся Пенчак-Силат?

- Да, Индонезия – самая большая исламская страна в мире. Занятия боевыми искусствами не противоречат исламу, наоборот, духовное и физическое совершенствование человека всячески приветствуется. Но в нашей стране много представителей и других религиозных конфессий. И я хочу сказать, что Пенчак-Силат у нас занимаются все независимо от своей религиозной принадлежности. Я бы даже сказал больше – занятие одним делом помогает людям лучше понять друг друга и быстро находить общий язык. Пенчак-Силат способствует объединению людей.

- Вы такой известный и заслуженный у себя в стране человек. Вы могли бы просто жить в свое удовольствие и не думать о развитии боевых искусств в Индонезии и в мире. Почему вы все-таки занимаетесь развитием Пенчак-Силат?

- Когда я был еще мальчишкой, дедушка учил меня защищаться. Учил не нарушать законы Господа. Учил не нарушать законы Королевы. Учил не нарушать культуру чужого места. Я прожил уже 75 лет и не нарушил ни одной из этих заповедей. Вы, может, не знаете, но в Европе до сих пор не дают визы на въезд для бывших индонезийских офицеров. А я имею возможность посещать Европу.

Еще подростком я воевал с простым шестом в руках против вооруженных огнестрельным оружием голландских колонизаторов и на практике познавал боевые искусства и пользу их изучения. Я всегда был патриотом своей страны и старался служить своему государству всем, чем мог. Я увидел, что занятия боевыми искусствами благотворно влияют на воспитание молодежи, делают молодых людей здоровыми физически и духовно. И это идет на пользу всем нам. И я стал заниматься развитием Пенчак-Силат, чтобы помочь молодым обрести себя. Я не хочу, чтобы у людей были проблемы. Я хочу, чтобы все были счастливы!

Интервью опубликовано в журнале Black Belt ноябрь 2006 г.