Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».
Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэн-дзюцу. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — айкидо, в противовес традиционному айки дзю дзюцу.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал, что айкидо — это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной.
На фото: Акиказу Коно 7-й дан Айки дзю дзюцу, куратор МФБИ из Японии.
В айкидо нет соревнований, а практикуется многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров проигрывает (он называется тори (яп. 取り), ситэ (яп. 仕手) либо нагэ (яп. 投げ) в зависимости от школы, а другой побеждает (он называется укэ (яп. 受け). Партнёры поочерёдно меняются.
Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружен.
Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.
Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки , уход во внутрь называется ути сабаки
Ирими и тэнкан - эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими(омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением), тэнкан (ура) — круговой уход. Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.
Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее.
В айкидо характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнера, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансировано и удобно можно нанести удар партнеру. Новичкам, практикующим айкидо, часто говорят, что не надо учиться вести бой голыми руками, а надо быть всегда с оружием в руках.
На фото: отделение айкидо Федерации боевых искусств г. Москвы на показательных выступлениях в Московском международном доме музыки (руководитель Виталий Архангельский 4-й дан.)