Айкидо

Айкидо (яп. 合気道)— японское боевое искусство, разработанное Морихеем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение: Ай (яп. 合) — «слияние», Ки (яп. 気) — «энергия, дух», До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэн-дзюцу. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — айкидо, в противовес традиционному айки дзю дзюцу.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал, что айкидо — это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной.

На фото: Акиказу Коно 7-й дан Айки дзю дзюцу, куратор МФБИ из Японии.

В айкидо нет соревнований, а практикуется многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров проигрывает (он называется тори (яп. 取り), ситэ (яп. 仕手) либо нагэ (яп. 投げ) в зависимости от школы, а другой побеждает (он называется укэ (яп. 受け). Партнёры поочерёдно меняются.

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружен.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки , уход во внутрь называется ути сабаки

Ирими и тэнкан - эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими(омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением), тэнкан (ура) — круговой уход. Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.

Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее.

В айкидо характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнера, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансировано и удобно можно нанести удар партнеру. Новичкам, практикующим айкидо, часто говорят, что не надо учиться вести бой голыми руками, а надо быть всегда с оружием в руках.

На фото: отделение айкидо Федерации боевых искусств г. Москвы на показательных выступлениях  в Московском международном доме музыки (руководитель Виталий Архангельский 4-й дан.)