Иайдо (яп. 居合道) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В переводе с японского иайдо - путь иай, в свою очередь иай - искусство мгновенного удара мечом из ножен, быстрой нейтрализации противника (как правило - убийства) и вкладывания меча обратно в ножны.
Кэндо (яп. 剣道 «путь меча») — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирования полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика.
На фото: грандмастер иайдо и кэмбу Гото Кейсэн и президент ФБИ Валерий Майстровой.
Иайдока (изучающий Иайдо), практикующийся с катаной, стремится контролировать, в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство Иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых сражений (вадза) без фактического присутствия партнёра.
Существуют различные боевые направления, включающие в себя технику с одним и более воображаемыми оппонентами, а так же вариации контактных боёв с использованием тренировочного меча (боккэн). Каждый бой характерен наличием катаны, изначально скрытой в ножнах. Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку Иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.
Иайдока изучает вариации ведения боя, начинающегося с внезапной атаки, где отражение агрессии происходит быстрее любого движения нападающего. В Иайдо нет лишних движений. Каждое действие несёт свой скрытый смысл. Техники боёв, как правило, просты и естественны. Тренировки требуют не только физической, но так же умственной и интеллектуальной отдачи.
За сотни лет развития Иайдо передавалось от поколения к поколению, и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами Иайдо способны, пребывая в состоянии гармонии и душевного покоя, отклонить любую атаку и внезапно атаковывать первыми.
За сотни лет развития Иайдо передавалось от поколения к поколению, и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами Иайдо способны, пребывая в состоянии гармонии и душевного покоя, отклонить любую атаку и внезапно атаковывать первыми.
На фото: Гото Кэйсен грандмастер иайдо и кэмбу на семинаре в Москве
Хотя их часто принимают за одно и то же, следует различать иайдо и иайдзюцу.
Иайдзюцу — искусство мгновенного обнажения меча, имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Очевидно, что первично именно иайдзюцу (так, например техника иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 г). В то время как иайдо — это путь
самосовершенствования путем выполнения техник иай, идеально соответствующий требованиям времени, когда ношение меча запрещено.
Название «КЭНДО» была создано Обществом боевых добродетелей Большой Японии (大日本武徳会) - Дай ниппон бутоку кай, которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах. Старое название «кэндзюцу», которая означала «техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кэндо» — «путь меча».
В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.
Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.
«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» её как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.
На фото: куратор МФБИ по иайдо из Японии Дзендзи Идэгучи 8 дан иайдо и батто дзюцу Нихон Тояма рю.
Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырех столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание главы противника и ритуальное самоубийство сеппуку.
Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.
В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто-Рю, Муто- Рю и Муненмусо-Рю.
Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».
В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из шлема мэн ((яп. 面 «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手), защиты для туловища до, и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ).
Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина. Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом. Также современное кэндо является популярным и высокотехнологичным видом спорта.